5. Топливная и выхлопная системы

 

5. Топливная и выхлопная системы

5.1. Общее описание

5.2. Система впрыска топлива

5.3. Режимы функционирования системы

5.4. Основные узлы системы

5.4.1. Топливный бак, насос и трубопроводы

5.4.2. Распределительный топливный трубопровод

5.4.3. Топливные форсунки

5.4.4. Регулятор давления топлива

5.4.5. Корпус дроссельной заслонки

5.4.5.1. Клапан холостого хода

5.4.5.2. Датчик положения дроссельной заслонки (ДДЗ)

5.4.6. Реле давления масла

5.4.7. Реле включения топливного насоса

5.4.8. Проверка подачи топливного насоса

5.4.9. Топливный бак

5.4.10. Педаль акселератора

5.4.11. Топливный фильтр

5.4.12. Топливный насос

5.4.13. Сброс давления топлива в системе

5.4.14. Распределительный топливный трубопровод

5.4.15. Топливные форсунки

5.4.16. Регулятор давления топлива Снять или отсоединить

5.4.17. Корпус дроссельной заслонки

5.4.18. Датчик положения дроссельной заслонки (ДДЗ) Снять или отсоединить

5.4.19. Клапан холостого хода (КХХ)

5.4.20. Замена корпуса дроссельной заслонки Снять или отсоединить

5.4.21. Система принудительной вентиляции картера (СПВК)

5.4.22. Проверка функционирования клапана вентиляции картера (КВК)

5.4.23. Система выпуска отработавших газов

5.4.24. Каталитический нейтрализатор

5.4.25. Приемная выпускная труба и каталитический нейтрализатор Снять или отсоединить

5.4.26. Передний глушитель с промежуточной выпускной трубой

5.4.27. Задний глушитель с выпускной трубой

 

5.1. Общее описание

Расположение основных узлов систем 1,5-литрового двигателя (SOHC) с МСВТ


ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДКА ЭБУ,

ПРЕДОХРАНИТЕЛИ И РАЗЪЕМЫ

С1.ЭБУ

С2. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗЪЕМ

СЗ.СИГНАЛИЗАТОР "ТРЕБУЕТСЯ

ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ" (ТТД)

С5. МАССОВЫЙ" ПРОВОД ЭБУ

С6. ПАНЕЛЬ ПЛАВКИХ ПРЕДОХРАНИТЕЛЕЙ

С8. РАЗЪЕМ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТОПЛИВНОГО

НАСОСА

УЗЛЫ, РАБОТАЮЩИЕ АВТОНОМНО ОТ ЭБУ

N1. СИСТЕМА ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ

ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА (СПВК)

N2. БАЧОК ДЛЯ СБОРА ПАРОВ БЕНЗИНА

(РАСПОЛОЖЕН ПОД БРЫЗГОВИКОМ)

N3. РЕЛЕ ДАВЛЕНИЯ МАСЛА (РАСПОЛОЖЕНО

В БЛОКЕ ЦИЛИНДРОВ ПОД ВПУСКНЫМ

ТРУБОПРОВОДОМ)

N4. ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ

УЗЛЫ, РАБОТАЮЩИЕ СОВМЕСТНО С ЭБУ

1. ТОПЛИВНЫЕ ФОРСУНКИ

2. КЛАПАН ХОЛОСТОГО ХОДА

3. РЕЛЕ ТОПЛИВНОГО НАСОСА

4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С СИСТЕМОЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ

 

8. РЕЛЕ ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

9. РЕЛЕ КОМПРЕССОРА КОНДИЦИОНЕРА ВОЗДУХА

10. КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ

ДАТЧИКИ

A.         ДАТЧИК АБСОЛЮТНОГО ДАВЛЕНИЯ ВО ВПУСКНОМ
ТРУБОПРОВОДЕ (ДАД)

B.         ДАТЧИК КОНЦЕНТРАЦИИ КИСЛОРОДА В ОТРАБОТАВШИХ
ГАЗАХ

C.ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ (ДДЗ)

D.ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ (ДТЖ)

E.         ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВО ВПУСКНОМ
ТРУБОПРОВОДЕ (ДТВ)

F.         ДАТЧИК СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ (ДСА)

М. ДАТЧИК ВКЛЮЧЕНИЯ РЫЧАГА УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ В ПОЛОЖЕНИЕ "СТОЯНКА" ИЛИ НЕЙТРАЛЬ (ВСН)

Топливная система


1. КРЫШКА ТОПЛИВНОГО БАКА

2. БОЛТ

3. ПРОКЛАДКА ГОРЛОВИНЫ БАКА

4. ЗАЛИВНОЙ ПАТРУБОК БАКА

5. ХОМУТ ЗАЛИВНОГО ПАТРУБКА

6. БОЛТ

7. ХОМУТ

8. ЧЕРВЯЧНЫЙ ХОМУТ

9. ФИКСАТОР ВЕНТИЛЯЦИОННОГО ТРУБОПРОВОДА

10.ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ТРУБОПРОВОД

11.ШАЙБА

12.ГАЙКА

13.ЛЕНТА КРЕПЛЕНИЯ ТОПЛИВНОГО БАКА

14.ПАЛЕЦ

15.ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ТРУБОПРОВОД

16.ФИКСАТОРЫ ТРУБОПРОВОДА

17.ХОМУТ

18.ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ШЛАНГ

19.БАЧОК ДЛЯ СБОРА ПАРОВ ТОПЛИВА

20.ГАЙКА

21.ШАЙБА

22.СТЯЖНАЯ ЛЕНТА БАЧКА

23.КРОНШТЕЙН БАЧКА

24.ФИКСАТОРЫ ТРУБОПРОВОДОВ

25.РЕЗИНОВАЯ ВТУЛКА

26.ПИТАЮЩИЙ ТОПЛИВНЫЙ ТРУБОПРОВОД

27.СЛИВНОЙ ТОПЛИВНЫЙ ТРУБОПРОВОД

28.БОЛТ

29.ШАЙБА

30.ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР

31.ЗАЖИМ

32.КРОНШТЕЙН ФИЛЬТРА

33.ХОМУТ

34.ПИТАЮЩИЙ ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ

35.СЛИВНОЙ ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ

36.ТОПЛИВНЫЙ ТРУБОПРОВОД

37.РЕЗИНОВЫЕ ВТУЛКИ

38.ЗАЖИМ

39.ХОМУТ

40.ШЛАНГ ТОПЛИВНОГО НАСОСА

41.ХОМУТ

42.ЗАДНИЙ СЛИВНОЙ ТОПЛИВНЫЙ ШЛАНГ

43.ТОПЛИВНЫЙ БАК

44.ЗАБОРНЫЙ ФИЛЬТР НАСОСА

45.ТОПЛИВНЫЙ НАСОС

46.ПРОКЛАДКА ТОПЛИВНОГО НАСОСА

47.ДАТЧИК УРОВНЯ ТОПЛИВА

48.ПРОКЛАДКА ДАТЧИКА УРОВНЯ ТОПЛИВА

Двигатель автомобиля предназначен для эксплуатации только на неэтилированном бензине. Неэтилированное топливо обеспечивает нормальную работу системы нейтрализации токсичных компонентов отработавших газов, уменьшает отложения на свечах зажигания и продлевает срок службы моторного масла. При проведении работ по техобслуживанию или ремонту топливной системы необходимо соблюдать следующие правила. вверх  тема  главная

Следует всегда отключать отрицательный провод аккумуляторной батареи за исключением случаев, когда напряжение необходимо для тестирования узлов топливной системы. Перед отсоединением топливных трубопроводов или других узлов необходимо снизить давление топлива в системе до атмосферного.

При монтаже и демонтаже штуцерных соединений трубопроводов всегда использовать два гаечных ключа: один - для затяжки гайки, другой - для удержания штуцера. Момент затяжки резьбовых соединений равен 30 Нм.

В системе впрыска топлива используются трубопроводы и штуцерные соединения с круглыми уплотнительными кольцами.

В многоточечной системе впрыска топлива форсунки установлены в коллекторах каждого цилиндра двигателя. Топливными форсунками управляет ЭБУ двигателя, который обеспечивает подачу необходимого количества топлива на всех режимах работы двигателя.

Топливный насос с электрическим приводом размещен в топливном баке.

Насос поддерживает постоянную циркуляцию холодного бензина по питающему и сливному трубопроводам.

Для включения топливного насоса служит реле. При повороте ключа зажигания в положение RUN (Зажигание включено) реле включает насос на 1,5 - 2,0 с для подачи топлива к форсункам. Если в течение этого времени ЭБУ двигателем не получает сигнала от распределителя зажигания, ЭБУ выключает реле и топливный насос. При получении ЭБУ сигнала от распределителя реле снова включает насос.

Обычно топливный бак размещается снизу в задней части автомобиля.

Для исключения попадания паров бензина в атмосферу бак оборудован вентиляционным трубопроводом, соединенным с бачком для сбора паров.

Перед проведением любых работ с топливной системой следует выполнить следующее.

1) Отсоединить отрицательный провод от аккумуляторной батареи.

2) Надеть защитные очки.

3) Откачать топливо насосом или с помощью сифона в безопасную в пожарном отношении емкость.

Для того чтобы предотвратить ошибочную заправку автомобиля этилированным бензином, в горловину заливного патрубка встроены ограничитель диаметра наконечника заправочного пистолета и отражатель.

Датчик уровня топлива установлен спереди на днище топливного бака. В систему топливо подается насосом через трубопровод, расположенный сверху топливного бака, а сливается в бак по нижнему шлангу.

5.2. Система впрыска топлива

Система впрыска топлива


Замкнутый контур управления составом топливовоздушной смеси


1.ЭБУ

2. ТОПЛИВНЫЕ ФОРСУНКИ

3. ДКК

4.КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР

Многоточечная система впрыска топлива (МСВТ) предназначена для питания двигателя топливом во всех условиях и режимах работы двигателя. Топливо поступает в двигатель через форсунки, расположенные во впускном трубопроводе около каждого цилиндра.

Основным датчиком для МСВТ является датчик концентрации кислорода (ДКК) в отработавших газах двигателя. ДКК установлен в выпускном трубопроводе (коллекторе). По сигналам ДКК ЭБУ устанавливает количество кислорода в отработавших газах и осуществляет регулирование состава топливовоздушной смеси, поступающей в двигатель. Оптимальный состав топливовоздушной смеси 1:14,7 обеспечивает наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора и минимальный уровень выброса вредных веществ с отработавшими газами. Поскольку ДКК включен в цепь обратной связи ЭБУ, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым. вверх  тема  главная

5.3. Режимы функционирования системы

ЭБУ осуществляет дозирование топлива, поступающего в двигатель, на основании обработки сигналов нескольких датчиков. ЭБУ поддерживает несколько режимов работы МСВТ, которые описаны ниже.

Режим пуска двигателя

При включении зажигания ЭБУ запускает на две секунды топливный насос, который поднимает давление в топливной системе. Одновременно ЭБУ обрабатывает сигналы датчиков температуры охлаждающей жидкости (ДТЖ) и положения дроссельной заслонки (ДДЗ) и рассчитывает требуемый для пуска двигателя состав топливовоздушнои смеси. Состав топливовоздушнои смеси зависит от температуры охлаждающей жидкости и может изменяться от 1:1,5 при -36° С до 1:14,7 при 94° С. ЭБУ регулирует количество топлива, поступающего во впускной трубопровод, за счет изменения длительности фаз открытия и закрытия клапанов форсунок. Для управления электромагнитными клапанами форсунок используется электрический сигнал переменного напряжения.

Режим продувки цилиндров

При сильном обогащении топливовоздушнои смеси и затруднении запуска двигателя ЭБУ обеспечивает возможность продувки цилиндров для удаления лишнего топлива и просушки свечей зажигания. При полном открытии дроссельной заслонка и частоте вращения коленчатого вала двигателя примерно до 400 об/мин ЭБУ прекращает подачу топлива. Если немного прикрыть дроссельную заслонку (степень открытия заслонки не должна превышать примерно 80 %), ЭБУ возвратит МСВТ в режим пуска двигателя.

Рабочий режим

Рабочий режим имеет две разновидности. ЭБУ может управлять МСВТ в режиме с замкнутой или разомкнутой обратной связью (ОС).

РАЗОМКНУТАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

При пуске двигателя, когда частота коленчатого вала превышает 400 об/мин система начинает работать в режиме с разомкнутой ОС. В этом режиме ЭБУ осуществляет дозирование топлива только на основании обработки сигналов ДТЖ и ДАД. Сигнал ДКК не учитывается. ЭБУ поддерживает режим работы с разомкнутой ОС до тех пор, пока не выполнятся следующие условия.

1) Напряжение сигнала ДКК начинает изменяться, что свидетельствует о пригреве датчика до рабочей температуры.

2) Сигнал ДТЖ соответствует пороговому значению температуры.

3) Прошел заданный промежуток времени после пуска двигателя.

ЗАМКНУТАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Конкретные значения параметров, перечисленных выше, зависят от модели двигателя и записаны в СППЗУ ЭБУ. При выполнении всех условий ЭБУ переходит к управлению МСВТ в режиме с замкнутой ОС. В этом режиме дозирование топлива определяемое длительностью открытия клапанов форсунок, осуществляется на основании обработки сигналов ДКК в отработавших газах, что позволяет ЭБУ поддерживать состав топливовоздушнои смеси близким к оптимальному значению 1:14,7.

Режим ускорения

ЭБУ реагирует на быстрое увеличение угла открытия дроссельной заслонки и скорости воздушного потока во впускном трубопроводе увеличением подачи топлива.

Режим замедления

ЭБУ реагирует на уменьшение угла открытия дроссельной заслонки и скорости воздушного потока во впускном трубопроводе уменьшением подачи топлива. При очень быстром отпускании педали акселератора ЭБУ может на некоторое время полностью прекратить подачу топлива в двигатель.

Режим компенсации разряда аккумуляторной батареи

При снижении напряжения аккумуляторной батареи ЭБУ осуществляет компенсацию уменьшения энергии искрового разряда между электродами свечей зажигания путем:

-   увеличения длительности открытия топливных форсунок;

-   увеличения частоты холостого хода;

-   коррекции работы блока зажигания для увеличения энергии искрового разряда.

Режим отключения подачи топлива

При выключении зажигания ЭБУ полностью прекращает подачу топлива. Это исключает возможности работы двигателя с калильным зажиганием после выключения зажигания. Подача топлива также прекращается при отсутствии сигналов от блока зажигания, что свидетельствуете неподвижности коленчатого вала. Это позволяет предотвратить поступление в двигатель лишнего топлива и нарушение нормальной работы свечей зажигания. вверх  тема  главная

5.4. Основные узлы системы

МСВТ включает в себя следующие основные узлы:

-   топливный бак, насос и топливные трубопроводы, предназначенные для хранения и подачи бензина;

-   электрическая цепь управления топливным насосом;

-   регулятор давления топлива, топливный распределительный трубопровод и форсунки;

-   корпус дроссельной заслонки с клапаном холостого хода и ДДЗ.

5.4.1. Топливный бак, насос и трубопроводы

Топливный насос с электрическим приводом и датчик уровня топлива установлены в баке. Насос забирает из бака бензин и через фильтр подает топливо по питающему трубопроводу к регулятору давления. Топливный насос создает в системе избыточное давление, превышающее выходное давление регулятора и рабочее давление топливных форсунок. Регулятор давления установлен на распределительном трубопроводе и поддерживает давление топлива на заданном уровне. Излишнее количество топлива сливается в бак по отдельному трубопроводу.

При включении зажигания ЭБУ включает реле топливного насоса на 2 секунды. За этот промежуток времени насос успевает поднять давление в топливной системе. Если в течение двух секунд стартер не был включен, ЭБУ выключает топливный насос. При последующем включении стартера топливный насос включается повторно. Отказ насоса делает запуск двигателя невозможным. Если насос не обеспечивает номинального давления топлива, это может привести к нарушениям нормальной работы двигателя.

5.4.2. Распределительный топливный трубопровод

Распределительный топливный трубопровод в сборе (двигатель 1,5 л SOHC)


1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ТРУБОПРОВОД

2. ВХОДНОЙ ШТУЦЕР

3. ТОПЛИВНАЯ ФОРСУНКА

4. РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВА

5. СЛИВНОЙ ШТУЦЕР (НА ЗАДНЕЙ СТОРОНЕ РЕГУЛЯТОРА)

Поток топлива через распределительный трубопровод

Распределительный топливный трубопровод, см. рис.

, закреплен на впускном воздушном трубопроводе и выполняет несколько функций: служит основанием для крепления форсунок и регулятора давления топлива и обеспечивает равномерный подвод топлива к форсункам. Поток топлива через распределительный трубопровод показан на рис.

5.4.3. Топливные форсунки

Топливная форсунка


1. КОРПУС ФОРСУНКИ

2. НАПРАВЛЯЮЩАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ВТУЛКА

3. ВТУЛКА С СЕДЛОМ КЛАПАНА

4. ЗАПОРНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ КЛАПАНА

5. НАКОНЕЧНИК ФОРСУНКИ

6. РАСПЫЛИТЕЛЬНАЯ ПЛАСТИНА

7. КОРПУС РАСПЫЛИТЕЛЯ

8. ПРУЖИНА КЛАПАНА

9. КОРПУС ЭЛЕКТРОМАГНИТА

 

10.ЭЛЕКТРОМАГНИТ

11.ВХОДНОЙ ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР

Топливная форсунка МСВТ предназначена для подачи топлива во впускной трубопровод отдельного цилиндра двигателя.
Работой электромагнитного клапана форсунки управляет ЭБУ. Клапан форсунки шарового или игольчатого типа выполнен
нормально закрытым. Топливо проходит по каналам внутри форсунки, через обрытый шаровой или игольчатый клапан и
через отверстия распылительной пластины впрыскивается в трубопровод, рис.       . В распылительной

пластине выполнено шесть отверстий, обеспечивающих дозирование потока топлива и формирование конусного факела тонко распыленного топлива в сопловой части наконечника форсунки. Из наконечника форсунки топливо поступает во впускной трубопровод, где происходит дальнейшее распыление и испарение топлива перед всасыванием в цилиндр. Форсунка с негерметичным клапаном вызывает падение давления в топливной системе после выключения двигателя. В некоторых случаях этот дефект проявляется в затрудненном пуске двигателя (необходимо длительное вращение коленчатого вала стартером). Кроме того, небольшое поступление бензина через негерметичный клапан форсунки приводит к работе двигателя при калильном зажигании после выключения замка зажигания. вверх  тема  главная

5.4.4. Регулятор давления топлива

Регулятор давления топлива


1. ВАКУУМНЫЙ ТРУБОПРОВОД

2. УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО

3. КОРПУС РЕГУЛЯТОРА

4. ШТУЦЕР СЛИВНОГО ТРУБОПРОВОДА

5. УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО ШТУЦЕРА

6. ДИАФРАГМА

7. НАЖИМНАЯ ПРУЖИНА

8. КРЫШКА ВАКУУМНОЙ ПОЛОСТИ РЕГУЛЯТОРА

Регулятор давления топлива включает в себя редукционный клапан с нажимной пружиной и диафрагменным
чувствительным элементом, рис.                             . Диафрагма разделяет две полости регулятора: топливную и

вакуумную. Вакуумная полость соединена трубопроводом с впускным коллектором двигателя. В вакуумной полости расположена также нажимная пружина регулятора. Функцией регулятора является поддержание заданного стабильного давления топлива, поступающего к форсункам, и корректировка этого давления в зависимости от нагрузки двигателя. При уменьшении разряжения во впускном коллекторе, давление топлива в системе увеличивается. Регулятор давления топлива установлен на конце распределительного трубопровода и не подлежит ремонту в эксплуатации.

При работающем двигателе регулятор поддерживает давление топлива в системе в диапазоне 284-225 кПа.

Если давление выходит за нижнюю границу, нарушается нормальная работа двигателя и ЭБУ устанавливает код неисправности 44. При повышенном давлении топлива более 325 кПа появляется сильный запах отработавших газов и устанавливается код неисправности 45.

5.4.5. Корпус дроссельной заслонки

Корпус дроссельной заслонки (двигатель 1,5 л SOHC)


1. КЛАПАН ХОЛОСТОГО ХОДА В СБОРЕ

2. КОРПУС В СБОРЕ

3. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ

4. ДРОССЕЛЬНАЯ ЗАСЛОНКА

5. ПАТРУБКИ ДЛЯ ПОДВОДА И ОТВОДА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

6. РЫЧАГ ПРИВОДА ЗАСЛОНКИ

7. ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ ВИНТ ХОЛОСТОГО ХОДА

Корпус дроссельной заслонки прикреплен к впускному трубопроводу двигателя, рис.

. Дроссельная заслонка предназначена для регулирования расхода воздуха, поступающего в двигатель, и его мощности. Управление дроссельной заслонкой осуществляется от педали акселератора с помощью механического привода. На холостом ходу двигателя дроссельная заслонка почти полностью закрыта и дозирование потока воздуха осуществляется клапаном холостого хода. Для предотвращения обледенения дроссельной заслонки в холодную погоду к корпусу заслонки подводится охлаждающая жидкость из рубашки охлаждения двигателя. Жидкость циркулирует по внутренним каналам корпуса дроссельной заслонки и отводится обратно в рубашку охлаждения. В корпусе дроссельной заслонки установлен датчик положения заслонки (ДДЗ). Кроме того, в корпусе перед заслонкой и за ней выполнены отверстия и штуцеры для подключения вакуумных шлангов, по которым разряжение подводится к различным устройствам двигателя. вверх  тема  главная

5.4.5.1. Клапан холостого хода

Клапан холостого хода


1. КОНТАКТНЫЕ ШТЫРИ

2. ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК

3. СТАТОР

4. РОТОР

5. ПРУЖИНА

6. ЗАПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КЛАПАНА

7. ХОДОВОЙ ВИНТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Запорный элемент КХХ


ЭБУ регулирует работу двигателя на холостом ходу с помощью клапана холостого хода (КХХ), установленного в корпусе дроссельной заслонки. КХХ регулирует частоту вращения коленчатого вала за счет дозирования расхода воздуха через обходной канал параллелью дроссельной заслонке. Шаговый двигатель КХХ управляется импульсами ЭБУ. На каждый управляющий импульс ротор двигателя поворачивается на определенный угол, смещая с помощью винтового механизма запорный элемент клапана относительно седла. Изменение проходного сечения клапана между запорным элементом и седлом обеспечивает регулирование расхода воздуха по обходному каналу. С помощью КХХ ЭБУ поддерживает заданные обороты холостого хода, значения которых хранятся в памяти ЭБУ в виде функции от температуры охлаждающей жидкости, сигнала выключателя "Стоянка / нейтраль", скорости автомобиля, напряжения аккумуляторной батареи и давления в контуре системы кондиционирования воздуха. ЭБУ определяет положение запорного элемента КХХ, исходя из требуемой частоты холостого хода прогретого двигателя для различных условий его работы (например, когда селектор автоматической коробки передач находится в положении "Стоянка" или "Движение", кондиционер включен или выключен и т. д.). Значения частоты холосто го хода двигателя хранятся в ПЗУ, где информация сохраняется и после выключения зажигания. Эти данные являются отправной точкой для ЭБУ при расчете текущего положения КХХ. Подобный алгоритм ЭБУ исключает зависимость частоты холостого хода от различного рода случайных и систематических факторов, например, от степени износа двигателя или случайных отклонений дроссельной заслонки от номинального положения при отпущенной педали акселератора. ЭБУ обеспечивает автоматическое поддержание частоты холостого хода на требуемом уровне. С другой стороны, при отключении питания ЭБУ нормальная работа двигателя на холостом ходу может нарушиться. Вследствие этого при пуске двигателя может понадобиться частично нажать на педаль акселератора, пока ЭБУ не начнет контролировать холостой ход двигателя автоматически.

Частота холостого хода двигателя зависит от расхода воздуха, поступающего во впускной коллектор. Этот суммарный расход складывается из расхода воздуха через КХХ, расхода через прикрытую дроссельную заслонку и небольшого расхода воздуха через вакуумные шланги, соединяющие впускной трубопровод с различными вакуумными устройствами. Начальное положение дроссельной заслонки при отпущенной педали акселератора отрегулировано и зафиксировано ограничительным винтом на заводе-изготовителе. Это положение заслонки обеспечивает достаточный расход воздуха во впускном трубопроводе для установки запорного элемента КХХ в требуемое дискретное положение при автоматической регулировке частоты. Следует отметить, что применительно к данному двигателю, начальное положение дроссельной заслонки нельзя рассматривать как положение соответствующее минимальной частоте холостого хода. Головка ограничительного винта холостого хода закрыта колпачком.

Предупреждение

Запрещено снимать защитный колпачок ограничительного винта и производить регулировку. Неправильная регулировка может привести к повреждению КХХ или корпуса дроссельной заслонки.

ЭБУ производит обновление калибровки положения запорного элемента КХХ после каждого включения зажигания и достижения скорости автомобиля более 48 км/ч при умеренном ускорении. Процедура калибровки включает в себя полное втягивание запорного элемента, затем его выпуск до полного закрытия клапана с последующим частичным отводом от седла клапана в заданное положение. При закрытии клапана ЭБУ фиксирует начальной "нулевое" положение запорного элемента, от которого устанавливается отсчет дискретных шагов. Если после описанной процедуры-калибровки ЭБУ в состоянии поддерживать номинальную частоту холостого хода в определенном диапазоне дискретных положений запорного элемента КХХ, полученная калибровка сохраняется вплоть до последующих выключения и включения зажигания, пуска двигателя и разгона автомобиля до скорости выше 48 км/ч. В противном случае ЭБУ будет повторять процедуру калибровки положения КХХ до тех пор, пока номинальная частота холостого хода двигателя не будет поддерживаться в заданном диапазоне дискретных положений запорного элемента КХХ. вверх  тема  главная

5.4.5.2. Датчик положения дроссельной заслонки (ДДЗ)

Датчик положения дроссельной заслонки


1. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ

2. КРЕПЕЖНЫЙ ВИНТ С ШАЙБОЙ

ДДЗ установлен на корпусе дроссельной заслонки с противоположной стороны от рычага привода заслонки. ДДЗ предназначен для преобразования угла поворота заслонки в электрический сигнал, который подается на вход ЭБУ. Положение дроссельной заслонки учитывается ЭБУ при определении длительности фазы открытия топливных форсунок. При полном открытии дроссельной заслонки ЭБУ обеспечивает максимальную подачу топлива через все четыре форсунки, увеличивая фазу открытия форсунок или повышая частоту управляющих импульсов. ДЦЗ соединен с валиком дроссельной заслонки, движение которому передается от педали акселератора.

Для преобразования угла поворота дроссельной заслонки в электрический сигнал используется потенциометр, который питается от ЭБУ опорным напряжением 5 В. При повороте заслонки изменяется электрическое сопротивление потенциометра и напряжение выходного сигнала ДЦЗ. По величине сигнала ДЦЗ ЭБУ рассчитывает текущее положение дроссельной заслонки.

5.4.6. Реле давления масла

Реле давления масла установлено на перемычке блока цилиндров двигателя. Реле давления соединено параллельно с реле топливного насоса и дублирует питание насоса при достижении давления в системе смазки двигателя 28 кПа. Реле давления является запасным включателем топливного насоса. Единственной операцией техобслуживания реле давления является проверка состояния электрических контактов. При отказе реле заменяется в сборе.

5.4.7. Реле включения топливного насоса

Реле включения топливного насоса расположено слева от рулевой колонки под щитком. Единственной операцией техобслуживания реле насоса является проверка состояния электрических контактов. При отказе реле заменяется в сборе.

5.4.8. Проверка подачи топливного насоса

1. Снять шланг питающей топливной магистрали и соединить его с подходящей емкостью из нехрупкого материала. Присоединить провод аккумуляторной батареи к тестовой клемме насоса.

2. Подача насоса должна быть не менее 0,23 л бензина за 15 секунд.

3. Если подача насоса недостаточна, проверить питающие трубопроводы и шланги на наличие дополнительных сопротивлений потоку топлива. При исправных трубопроводах и шлангах следует проверить давление нагнетания насоса.

5.4.9. Топливный бак

Крепление топливного бака


12.ГАЙКА

13.ЛЕНТА КРЕПЛЕНИЯ ТОПЛИВНОГО БАКА

Демонтаж

1. Слить топливо из бака.

2. Поддерживая бак, отсоединить две крепежные металлические ленты.

3. Опустить бак для того, чтобы отсоединить провод датчика уровня топлива, шланги и ленту заземления (если она установлена).

4. Снять бак с автомобиля.

5. Демонтировать датчик уровня топлива.

Монтаж

6. Выполнить все демонтажные операции в обратном порядке.

7. При снятии и установке бака следует всегда заменять уплотнительные кольца.

8. После монтажа бака на автомобиль закрепить на баке шумоизоляцию.

9. Затянуть болты крепления металлических лент.

5.4.10. Педаль акселератора

При обслуживании педали акселератора следует соблюдать следующие требования.

Сопрягаемые плоскости кронштейна подвески педали и переднего щита кузова должны быть свободны от изоляционного материала. Коврик, покрытие пола и туннеля должны быть расправлены и не иметь складок.

Продеть трос в прорезь тяги акселератора и установить фиксатор, проверив правильность его положения. Осторожно запрессовать фиксатор в отверстие тяги, чтобы не перекрутить трос или не повредить его другим способом. После сборки проверить свободу движения и отсутствие заеданий привода дроссельной заслонки и педали акселератора в полном диапазоне перемещений. Провода, шланги и другие детали не должны находиться ближе 13 мм к подвижным деталям привода дроссельной заслонки при любом положении педали акселератора.

5.4.11. Топливный фильтр

Крепление топливного фильтра


А. ШТУЦЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, ЗАТЯНУТЬ МОМЕНТОМ 30 Нм

27. ТОПЛИВНЫЙ ТРУБОПРОВОД

30. ТОПЛИВНЫЙ ФИЛЬТР

36. ТОПЛИВНЫЙ ТРУБОПРОВОД

Снять или отсоединить

1. Топливные трубопроводы от фильтра.

2. Хомут.

Предупреждение

Использовать только новые уплотнительные кольца. Стрелка на корпусе фильтра должна быть направлена к двигателю.

Установить или присоединить

1. Хомут.

2. Топливные трубопроводы. вверх  тема  главная

5.4.12. Топливный насос

Топливный насос


44. ЗАБОРНЫЙ ФИЛЬТР НАСОСА 50. ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ НАСОСА

Топливный шланг и электрический провод топливного насоса


40. ШЛАНГ ТОПЛИВНОГО НАСОСА

45. ТОПЛИВНЫЙ НАСОС

49. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ КЛЕММА ТОПЛИВНОГО НАСОСА

Снять или отсоединить

1. Отрицательный провод аккумуляторной батареи.

2. Поднять заднее сиденье.

3. Коврик.

4. Электрический провод и шланг насоса.

5. Отвернуть 6 болтов и снять насос.

Предупреждение

Электрический двигатель прикреплен к корпусу насоса заклепками.

При отказе электродвигателя насоса следует заменить весь узел в сборе.

5.4.13. Сброс давления топлива в системе

1. Снять крышку заливной горловины топливного бака.

2. Вынуть плавкий предохранитель F-7 электродвигателя топливного насоса.

3. Запустить двигатель и дать ему поработать до самопроизвольной остановки.

4. Включить стартер и вращать вал двигателя в течение 30 с.

5. Снять отрицательный провод батареи.

5.4.14. Распределительный топливный трубопровод

Предупреждение

Запрещено пытаться демонтировать входной штуцер, так как соединение его с распределительным трубопроводом выполнено неразъемным. Это может привести к повреждению деталей.

При демонтаже с двигателя распределительного топливного трубопровода в сборе необходимо проявлять осторожность, чтобы не повредить электрические разъемы и распылительные наконечники форсунок.

Следует предохранять отверстия трубопроводов и узлов топливной системы от попадания пыли и грязи. При проведении техобслуживания и ремонта необходимо заглушить отверстия пробками и закрыть штуцеры колпачками.

Очистить

Перед демонтажем рекомендуется очистить снаружи распределительный топливный трубопровод с помощью очистителя для двигателя в аэрозольной упаковке. Запрещено погружать распределительный топливный трубопровод в жидкий растворитель.

Предупреждение

Перед отсоединением штуцеров необходимо сбросить давление топлива в системе и распределительном трубопроводе.

Снять или отсоединить

1. Отрицательный провод аккумуляторной батареи.

2. Шланг вентиляции картера двигателя от крышки распределительного вала.

3. Электрические разъемы топливных форсунок (4шт.).

Предупреждение

При демонтаже трубопроводов необходимо использовать второй гаечный ключ для удержания штуцеров от вращения. В противном случае возможно повреждение распределительного трубопровода или уплотнительных колец.

4. Питающий топливный трубопровод.

5. Сливной трубопровод от регулятора давления топлива.

6. Вакуумный штанг от регулятора давления.

7. Зажимы (2 шт.) распределительного трубопровода.

8. Распределительный топливный трубопровод.

Разобрать

Предупреждение

Если форсунка была снята с распределительного трубопровода и оставлена во впускном трубопроводе, необходимо заменить оба уплотнительных кольца и хомут форсунки.

1. Снять и выбросить уплотнительное кольцо с распылительного наконечника форсунки. Если форсунка была снята с распределительного трубопровода, необходимо демонтировать оба уплотнительных кольца.

2. Хомуты форсунок при необходимости.

3. Держатели уплотнений и уплотнения штуцерных соединений питающего и сливного топливных трубопроводов. Для демонтажа держателей уплотнений использовать небольшую отвертку. Выбросить держатели и уплотнения.

Собрать

1. Смазать моторным маслом новые уплотнительные кольца и установить их на форсунки.

2. Хомуты форсунок при необходимости.

3. Новые держатели уплотнений и уплотнения штуцерных соединений питающего и сливного топливных трубопроводов.

4. Запрессовать держатели с уплотнениями.

5. Новые уплотнения (2 шт.) штуцерного соединения сливного топливного трубопровода.

Установить или присоединить

1. Если форсунки были демонтированы, вставить их на свои места в гнезда распределительного трубопровода.

2. Установить на форсунки хомуты. Хомут должен располагаться параллельно электрическому разъему.

3. Вставить форсунки в сборе в гнезда распределительного трубопровода так, чтобы хомуты и электрические разъемы находились снаружи. Установить форсунку соосно с гнездом, ввести хомут в зацепление с выступами гнезда и затем полностью вдвинуть форсунку в гнездо до упора.

4. Если топливные трубопроводы были демонтированы, присоединить их к распределительному трубопроводу и регулятору давления. Затянуть штуцеры питающего и сливного топливных трубопроводов. Для удержания от вращения корпуса регулятора давления необходимо использовать второй гаечный ключ, для которого предусмотрены лыски на корпусе. Затянуть гайку входного штуцера. Для удержания от вращения входного штуцера необходимо использовать второй гаечный ключ.

5. Распределительный трубопровод на головку цилиндров двигателя.

6. Болты (2 шт.) крепления распределительного трубопровода. Затянуть болты крепления распределительного трубопровода.

7. Электрические разъемы форсунок. Развернуть форсунки так, чтобы провода не были натянуты.

8. Шланг вентиляции картера двигателя к крышке распределительного вала.

9. Вакуумный шланг к крышке регулятора давления топлива.

10. Отрицательный провод батареи.

Осмотреть

Включить зажигание и, не запуская двигатель, проверить герметичность соединений топливных трубопроводов. вверх  тема  главная

5.4.15. Топливные форсунки

Монтаж топливной форсунки


Предупреждение

Для уменьшения риска возникновения пожара и травмирования персонала необходимо при каждой разборке форсунок заменять уплотнительные круглые кольца новыми.

Снять или отсоединить

1. Отрицательный провод аккумуляторной батареи.

2. Сбросить избыточное давление в топливной системе.

3. Распределительный трубопровод в сборе с головки цилиндров. Демонтаж распределительного трубопровода может производиться без отсоединения питающего и сливного топливных трубопроводов.

Разобрать

1. Сдвинуть хомут форсунки и вывести его из зацепления с выступами гнезда, развести пальцами хомут и снять его. Хомут не подлежит повторному использованию.

2. Вынуть из гнезда форсунку в сборе.

3. Снять с форсунки оба уплотнительных кольца и выбросить их, так как кольца не подлежат повторному использованию.

Собрать

1. Смазать новые уплотнительные кольцо моторным маслом и установить их на корпус форсунки.

2. Установить новый хомут на корпус форсунки. Хомут должен располагаться параллельно электрическому разъему.

3. Вставить форсунки в сборе в гнезда распределительного трубопровода так, чтобы хомуты и электрические разъем! находились снаружи. Установить форсунку соосно с гнездом, ввести хомут в зацепление с выступами гнезда и затем полностью вдвинуть форсунку в гнездо до упора.

Установить или присоединить

См. соответствующую операцию в подразделе 5.4.14.

Включить зажигание и, не запуская двигатель, проверить герметичность соединений топливных трубопроводов.

5.4.16. Регулятор давления топлива Снять или отсоединить

1. Отрицательный провод батареи.

2. Сбросить избыточное давление в топливной системе.

3. Распределительный трубопровод в сборе с головки цилиндров.

Разобрать

1. Вывернуть винты крепления регулятора давления.

2. Снять регулятор давления с распределительного трубопровода. Для облегчения демонтажа рекомендуется поворачивать корпус регулятора из стороны в сторону.

3. Снять и выбросить уплотнительное кольцо регулятора давления.

4. Снять и выбросить уплотнительные кольца (2 шт.) сливного топливного трубопровода.

Собрать

1. Смазать моторным маслом новые уплотнительные кольца и установить их на регулятор.

2. Установить на место регулятор давления.

3. Ввернуть винты крепления регулятора давления. Затянуть винты крепления регулятора давления.

Установить или присоединить

1. Распределительный топливный трубопровод в сборе.

2. Отрицательный провод батареи.

Осмотреть

Включить зажигание и, не запуская двигатель, проверить герметичность соединений топливных трубопроводов

 


5.4.17. Корпус дроссельной заслонки

1. ПРОКЛАДКА                                                                     

10. КОРПУС ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ

13. ЗАЩИТНЫЙ КОЛПАЧОК ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО ВИНТА ХОЛОСТОГО ХОДА 21. ВИНТ КРЕПЛЕНИЯ ДДЗ

16.ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЙ БИНТ ХОЛОСТОГО ХОДА

17.ПРУЖИНА ОГРАНИЧИТЕЛЬНОГО ВИНТА ХОЛОСТОГО ХОДА        

20. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ

70. КЛАПАН ХОЛОСТОГО ХОДА

72. УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО

73. БИНТ КРЕПЛЕНИЯ КХХ

Замена деталей и узлов, установленных в корпус дроссельной заслонки, производится без демонтажа с двигателя самого корпуса заслонки. Однако для замены корпуса в сборе необходимо снять его с автомобиля.

Очистить

Отложения на стенках воздуховода и на дроссельной заслонке удаляются с помощью очистителя для карбюраторов и куска протирочной ткани Запрещено использовать очистители, включающие в себя метиловые или этиловые соединения. Подобные очистители очень агрессивны и не нужны для удаления сравнительно легких отложений в корпусе дроссельной заслонки. Металлические детали могут быть очищены после разборки путем погружения и выдерживания в растворителе.

Предупреждение

Датчик положения дроссельной заслонки и клапан холостого хода не должны контактировать с растворителями или очистителями, так как это приведет к повреждению узлов.

Снять или отсоединить

1. Отрицательный провод батареи.

2. Частично слить охлаждающую жидкость из радиатора для того, чтобы отсоединить шланги от корпуса дроссельной заслонки.

3. Вакуумные шланги от корпуса дроссельной заслонки.

4. Электрические разъемы ДДХ и КХХ.

5. Воздушный патрубок воздухоочистителя от корпуса заслонки.

6. Шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости от корпуса дроссельной заслонки.

7. Привод дроссельной заслонки от педали акселератора и исполнительного устройства круиз-контроля.

8. Вывернуть болты крепления корпуса дроссельной заслонки.

9. Корпус заслонки вместе с прокладкой. Прокладку выбросить.

10. Очистить детали.

Предупреждение

При очистке сопрягаемых плоскостей деталей от остатков материала прокладки необходимо проявлять осторожность.

Установить или присоединить

1. Корпус дроссельной заслонки с новой прокладкой.

2. Ввернуть крепежные болты. Затянуть крепежные болты корпуса заслонки.

3. Привод дроссельной заслонки от педали акселератора и исполнительного устройства круиз-контроля.

Предупреждение

Необходимо убедиться в том, что приводы дроссельной заслонки от педали акселератора и исполнительного устройства круиз-контроля позволяют заслонке полностью закрываться.

4. Шланги охлаждающей жидкости к корпусу дроссельной заслонки.

5. Воздушный патрубок воздухоочистителя к корпусу заслонки.

6. Электрические разъемы ДПХ и КХХ.

7. Вакуумные шланги к корпусу дроссельной заслонки.

8. Долить охлаждающую жидкость в радиатор.

9. Отрицательный провод батареи.

Проверить

При неработающем двигателе полностью нажать и отпустить педаль акселератора для проверки свободы перемещений дроссельной заслонки.

Предупреждение

После монтажа на двигатель корпуса дроссельной заслонки никаких регулировок КХХ не требуется. Калибровка положения запорного элемента КХХ производится ЭБУ в автоматическом режиме после разгона автомобиля до скорости, превышающей 48 км/ч. вверх  тема  главная

5.4.18. Датчик положения дроссельной заслонки (ДДЗ) Снять или отсоединить

1. Электрический разъем ДДЗ.

2. Вывернуть крепежные винты (2 шт.).

3. Датчик.

Предупреждение

ДДЗ является электромеханическим узлом и во избежание выхода из строя не должен контактировать с любыми растворителями или очистителями.

Установить или присоединить

1. При закрытой дроссельной заслонке установить ДЦЗ на хвостовик валика заслонки и затем повернуть корпус ДДЗ до совмещения крепежных отверстий с резьбовыми отверстиями.

2. Ввернуть крепежные винты.

3. Затянуть крепежные винты ДДЗ.

5.4.19. Клапан холостого хода (КХХ)

Клапан холостого хода


A.         РАССТОЯНИЕ ОТ КОНЦА ЗАПОРНОГО ЭЛЕМЕНТА ДО
СОПРЯГАЕМОЙ ПЛОСКОСТИ ФЛАНЦА

B.         ДИАМЕТР ЗАПОРНОГО ЭЛЕМЕНТА

C.         УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО

D.         КРЕПЕЖНЫЙ ВИНТ

Снять или отсоединить

1. Электрический разъем КХХ.

2. Вывернуть крепежные винты.

3. Клапан.

Предупреждение

Следует осторожно обращаться с КХХ. Запрещено нажимать или вытягивать из клапана запорный элемент. Это может привести к повреждению винтовой передачи КХХ. Во избежание выхода из строя клапан не должен контактировать с любыми растворителями или очистителями.

Очистить и проверить

1.  Очистить посадочное гнездо уплотнительного кольца, седло клапана и воздушный канал.
Для удаления отложений следует использовать очиститель для карбюраторов и щетку.

Наличие блестящих пятен на запорном элементе или седле КХХ является нормальным явлением и не свидетельствует о нарушении соосности или деформации запорного элемента.

Если воздушный канал сильно загрязнен отложениями, следует демонтировать корпус дроссельной заслонки для тщательной очистки канала.

2.  Проверить состояние уплотнительного кольца, наличие порезов, трещин или деформаций. Заменить дефектное
кольцо.

Измерить (при монтаже нового КХХ)

Расстояние от конца запорного элемента до сопрягаемой плоскости фланца.

Если это расстояние превышает 28 мм, следует нажать пальцем и медленно утопить запорный элемент в корпус

клапана. Усилие, необходимое для перемещения запорного элемента нового клапана, не может вызвать повреждение

механизма клапана. Эта корректировка положения запорного элемента исключает возможность его упора в седло при

монтаже КХХ. Расстояние 28 мм соответствует положению запорного элемента на холостом ходу при повторном пуске

двигателя.

Установить или присоединить

1. Смазать моторным маслом уплотнительное кольцо КХХ.

2. Клапан холостого хода.

3. Ввернуть крепежные винты. Затянуть крепежные винты КХХ моментом 3 Нм.

4. Электрический разъем.

5. Выставить в рабочее положение запорный элемент КХХ.

5а. Включить зажигание, не запуская двигатель.

5б. Соединить с "массой" клемму диагностического разъема на 5 секунд.

5в. Отсоединить клемму от "массы".

5г. Выключить зажигание на 10 секунд.

5д. Запустить двигатель и проверить холостой ход.

5.4.20. Замена корпуса дроссельной заслонки Снять или отсоединить

1. Отрицательный провод батареи.

2. Корпус дроссельной заслонки.

Проверить

Демонтаж деталей и узлов, которые будут установлены повторно в новый корпус дроссельной заслонки.

Установить или присоединить

1. Новый корпус дроссельной заслонки в сборе на двигатель.

2. Отрицательный провод батареи.

5.4.21. Система принудительной вентиляции картера (СПВК)

Система принудительной вентиляции картера (СПВК)


1.КЛАПАН ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА

2.ВЕНТИЛЯЦИОННЫЙ ШЛАНГ

Термин "картерные газы" обозначает газы, которые проходят через зазоры между стенками цилиндров и поршнями, а также через зазоры поршневых колец. Из цилиндров в картер двигателя прорываются как продукты сгорания, так и сжатая рабочая смесь. Картерные газы содержат большое количество оксида углерода и углеводородов. СПВК предназначена для исключения выхода картерных газов в атмосферу. Система работает следующим образом. При открытой дроссельной заслонке, когда разряжение во впускном коллекторе невелико, клапан вентиляции картера (КВК) полностью открыт. Это обеспечивается действием пружины клапана. Картерные газы свободно проходят через КВК во впускной коллектор, где смешиваются со свежим воздухом, и затем поступают в цилиндры двигателя. При высоком разряжении во впускном коллекторе проходное сечение КВК уменьшается под действием разряжения. Поступление картерных газов через КВК во впускной коллектор уменьшается.

Главная роль в дозировании расхода картерных газов, поступающих во впускной коллектор, принадлежит КВК.

Для поддержания устойчивого холостого хода двигателя при закрытой дроссельной заслонке КВК уменьшает поступление картерных газов во впускной коллектор.

При нарушении нормальных условий работы двигателя и чрезмерном увеличении количества картерных газов предусмотрен отвод части картерных газов по вентиляционному шлангу в воздухоочиститель для дальнейшего сгорания в цилиндрах двигателя.

Засорение и забивание грязью клапана или вентиляционного шланга может привести к следующим последствиям:

-   неровная и неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;

-   самопроизвольные остановки двигателя или низкая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу;

-   утечки моторного масла;

-   загрязнение моторного масла продуктами окисления, появление осадка в масле.

Нарушение герметичности клапана или вентиляционного шланга может привести к следующим последствиям:

-   неровная и неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;

-   самопроизвольные остановки двигателя на холостом ходу;

-   высокая частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. вверх  тема  главная

5.4.22. Проверка функционирования клапана вентиляции картера (КВК)

Клапан вентиляции картера (разрез)


1. ЗАПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КЛАПАНА

Если двигатель работает на холостом ходу неровно и неустойчиво, следует проверить состояние КВК и вентиляционного шланга. Причина может заключаться в засорении КВК или шланга. При необходимости надо заменить неисправные детали, руководствуясь приведенными ниже инструкциями.

1) Снять КВК с впускного коллектора.

2) Запустить двигатель на холостой ход.

3) Закрыть пальцем отверстие КВК для проверки наличия разряжения. Если разряжение отсутствует, проверить на засорение шланги и отверстие во впускном коллекторе, а также клапан. Заменить неисправные детали.

4) Выключить двигатель и демонтировать КВК. Потрясти клапан. При этом должен быть слышен стук перемещающегося запорного элемента клапана.

Если стука не слышно, следует заменить КВК. Иногда, например при сильном износе цилиндров и поршневых колец или при продолжительной работе двигателя с высокой нагрузкой и т.д., пропускной способности СПВК становится недостаточно для пропуска картерных газов во впускной коллектор. В этих случаях часть картерных газов отводится в воздухоочиститель и затем сгорает в цилиндрах двигателя.

Нормальная работа СПВК зависит от состояния уплотнений двигателя. Если в моторном масле появился осадок или оно стало более жидким, а СПВК работает нормально, следует проверить сам двигатель и устранить обнаруженные неисправности.

Эксплуатация двигателя без вентиляции картера может привести к выходу двигателя из строя. Поэтому важно вовремя заменять неисправный КВК и периодически менять воздушный фильтрующий элемент (или сепаратор при его наличии). Необходимо периодически проверять состояние вентиляционных шлангов и их хомутов и заменять дефектные детали.

5.4.23. Система выпуска отработавших газов


Система выпуска отработавших газов

1.УПЛОТНЕНИЕ

2. ПРУЖИНА

3. БОЛТ

4. ПРИЕМНАЯ ВЫПУСКНАЯ ТРУБА

5. КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР

6. ПРОКЛАДКА

7. БОЛТ

8. ГАЙКА

9. ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА

10.        ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ВЫПУСКНАЯ ТРУБА
11.ДЕМПФЕРНОЕ КОЛЬЦО

12.ПЕРЕДНИЙ ГЛУШИТЕЛЬ

13.ЗАДНИЙ ГЛУШИТЕЛЬ

 

14.ХОМУТ ГЛУШИТЕЛЯ

15.ГАЙКА

16.СТЯЖНАЯ ЛЕНТА ГЛУШИТЕЛЯ

17.БОЛТ

18.ДЕМПФЕРНОЕ КОЛЬЦО

19.ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ ЗАДНЕГО ГЛУШИТЕЛЯ

20.ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ ПЕРЕДНЕГО ГЛУШИТЕЛЯ

21.ДАТЧИК КОНЦЕНТРАЦИИ КИСЛОРОДА

22.ВЫПУСКНОЙ ТРУБОПРОВОД

23.ПРОКЛАДКА ВЫПУСКНОГО ТРУБОПРОВОДА

При контрольном осмотре или техобслуживании и ремонте выпускной системы необходимо проверить наличие достаточных зазоров между элементами выпускной системы и днищем кузова. При касании или малых зазорах между днищем и горячими деталями выпускной системы возможен сильный нагрев панелей пола кузова и повреждение антикоррозионного и противошумного покрытий, а также ковриков и обивочных материалов в салоне автомобиля. Проверить выпускную систему и сопрягаемые с ней крепежные узлы на днище кузова, а также крышку багажника на наличие поломок, повреждений, недостающих деталей, смещений отдельных деталей, негерметичных сварных швов, ослаблении крепежных деталей и других неисправностей, которые могут привести к попаданию отработавших газов в салон или багажник автомобиля. Наличие грязи или воды в багажнике может быть следствием перечисленных неисправностей крышки багажника. Все обнаруженные неисправности следует немедленно устранить. При замене глушителя необходимо одновременно заменить и заднюю выпускную трубу.

Соединение выпускного трубопровода с приемной трубой выполнено подвижным и самоподжимным, что исключает необходимость применения уплотнительной прокладки.

На некоторых глушителях соединительные патрубки имеют прорези, которые обеспечивают более плотное соединение с сопрягаемой выпускной трубой при монтаже хомута.

5.4.24. Каталитический нейтрализатор

Предупреждение

При использовании подъемника необходимо следить, чтобы опорные лапы подъемника не касались каталитического нейтрализатора, так как это может привести к его повреждению. Назначение каталитического нейтрализатора, встроенного в выпускную систему, состоит в уменьшении выбросов вредных веществ с отработавшими газами в атмосферу. Нейтрализатор окислительного действия содержит носитель, на который нанесен слой катализатора из благородных металлов (платины, палладия). Нейтрализатор обеспечивает снижение выбросов с отработавшими газами углеводородов СН и оксида углерода СО. Трехкомпонентный нейтрализатор имеет платинородиевый катализатор и дополнительно очищает отработавшие газы от оксидов азота N0.

При наличии каталитического нейтрализатора запрещается эксплуатировать автомобиль на этилированном бензине. Это приведет к быстрому выходу нейтрализатора из строя.

5.4.25. Приемная выпускная труба и каталитический нейтрализатор Снять или отсоединить

1. Вывернуть болты 3 крепления приемной трубы к выпускному трубопроводу.

2. Отвернуть гайки болтов 7 крепления нейтрализатора.

3. Снять приемную трубу и нейтрализатор.

4. Вынуть старое уплотнение 1.

Очистить

Уплотняемые поверхности фланца и выпускного трубопроводе

Установить или присоединить

1. Новое уплотнение 1.

2. Приемную трубу и нейтрализатор.

3. Крепежные болты и гайки нейтрализатора.

4. Крепежные болты приемной трубы. Затянуть болты крепления приемной трубы к выпускному трубопроводу моментом 20 Нм. Затянуть гайки и болты крепления нейтрализатора к приемной трубе моментом 20 Нм. вверх  тема  главная

5.4.26. Передний глушитель с промежуточной выпускной трубой

Крепление приемной трубы к выпускному трубопроводу


2. ПРУЖИНА

3. БОЛТ КРЕПЛЕНИЯ ПРИЕМНОЙ ТРУБЫ

4. ПРИЕМНАЯ ВЫПУСКНАЯ ТРУБА

21. ДАТЧИК КОНЦЕНТРАЦИИ КИСЛОРОДА

Крепление нейтрализатора к переднему глушителю


5. КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР И ДЕМПФЕРНОЕ КОЛЬЦО

12. ПЕРЕДНИЙ ГЛУШИТЕЛЬ

Снять или отсоединить

1. Болты креп пения глушителя к нейтрализатору.

2. Хомут 14.

3. Передний глушитель с промежуточной выпускной трубой.

Установить или присоединить

1. Передний глушитель с промежуточной выпускной трубой.

2. Хомут 14.

3. Болты крепления глушителя к нейтрализатору.

5.4.27. Задний глушитель с выпускной трубой

Крепление заднего глушителя


10. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ВЫПУСКНАЯ ТРУБА

13.ЗАДНИЙ ГЛУШИТЕЛЬ

14.ХОМУТ ГЛУШИТЕЛЯ

16. СТЯЖНАЯ ЛЕНТА ГЛУШИТЕЛЯ

19. ТЕПЛОЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ ЗАДНЕГО ГЛУШИТЕЛЯ

Снять или отсоединить

1. Хомут 14.

2. Ослабить гайку 15 и болт 17 крепления стяжной ленты заднего глушителя.

3. Потянуть за задний глушитель и разъединить его с промежуточной выпускной трубой.

4. Болт и гайку стяжной ленты.

5. Задний глушитель с выпускной трубой.

Установить или присоединить

1. Надеть патрубок заднего глушителя на конец промежуточной выпускной трубы.

2. Болт и гайку стяжной ленты. Окончательно не затягивать.

3. Хомут 14.

4. Затянуть болт и гайку стяжной ленты. вверх  тема  главная



Используются технологии uCoz