"ТОСОЛ" ИЛИ "АНТИФРИЗ"?

 

 

        Мы уже провели экспертизу высоковольтных проводов, свечей зажигания, крышек распределителя, подступили к "подкапотной химии". Теперь - охлаждающие жидкости, коими пользуются все, кроме разве что владельцев "порше" и "запорожцев".

 

 

        Александр БУДКИН

 

 

        Вопросов, на которые предстояло ответить нашей экспертизе, предостаточно: "все ли отечественные "тосолы" одинаковы?", "чем отличаются отечественные от дорогих импортных?", "все ли импортные антифризы одинаково хороши и хороши ли они вообще?" и так далее. С той или иной периодичностью подобные вопросы возникают почти у всей моторизованной части нашего общества. Как, впрочем, и другие. Стоит ли сегодня переплачивать свои кровные ради того, чтобы потом, Бог даст, сэкономить на ремонте. А вдруг не даст - зря деньги тратили?

 

        В экспертизе было задействовано шесть охлаждающих жидкостей (далее ОЖ): две отечественные - от "Агат-Авто" (фото 1) и от "Техно-21" (фото 2), две американские - от Prestone (фото 3) и от Техасо (фото 4), английская British Petroleum (фото 5) и Quaker State (фото 6). Все препараты были приобретены на рынках или в магазинах. Цены на импортные ОЖ колеблются в диапазоне 90-160 руб. за канистру, в зависимости от ее объема и от того, где покупать. Два отечественных "Тосола" и ОЖ от Техасо продаются полностью готовыми к применению. Остальные препараты - это концентраты, которые надо разбавлять дистиллированной водой в определенной пропорции. Так можно получить ОЖ с разной температурой замерзания.

 

        Несмотря на важность таких параметров, как температура кипения и температура замерзания, на них мы подробно останавливаться не будем. Здесь у всех ОЖ оказались близкие значения. Исключение - "Тосол" от "Техно-21", показавший температуру замерзания минус 33°С при норме минус 40°С и температуру кипения 107°С при норме 108°С. Очевидная причина - недостаточная концентрация этиленгликоля, о чем свидетельствует плотность этого продукта - 1,066 г/смз при норме 1,100-1,150 г/смз. Под понятием "норма" здесь и далее имеется в виду ГОСТ 28084-89, регламентирующий требования к ОЖ.

 

        Основное внимание мы решили уделить сравнению коррозионной активности всех ОЖ по отношению к металлам и резинам, применяемым в нашей стране в качестве конструкционного материала. Какие именно марки металлов и сорта резин следует использовать, опять же регламентирует ГОСТ 28084-89, так что особого выбора у нас не было.

 

 

        РЕЗУЛЬТАТЫ. Первый и самый важный вывод, который можно сделать глядя на таблицу: все проверенные ОЖ могут применяться по своему прямому назначению и подделкой не являются. Здесь бы, кажется, и вздохнуть с облегчением, но... единственным препаратом, который полностью удовлетворил требования нашего ГОСТа, оказался один из двух наших же "тосолов" от "Агат-Авто". Его свойства часто достигали "критической" отметки, но ни разу не опустились ниже. Со всеми остальными ОЖ хоть в чем-то, но возникали "проколы". Почему же тогда можно "вздохнуть с облегчением"? Дело в том, что даже в старые советские времена, несмотря на существование упомянутого здесь ГОСТа, задававшего требования к абстрактной охлаждающей жидкости, как эталонному препарату, "тосолы" представляли собой составы, которые выпускались по своим техническим условиям (ТУ) и которые можно было использовать в качестве ОЖ. Поэтому даже "Тосол" от "Техно-21", "проваливший" пять показателей ГОСТа (включая температуры кипения и замерзания), не мог бы считаться "плохим", если бы... на его канистре было указано, что ГОСТу он соответствует.

 

        Второй важный вывод, который можно сделать, глядя на таблицу: однозначно утверждать, что любой фирменный препарат будет заведомо очень хорошим или очень плохим при работе со всеми нашими конструкционными материалами, нельзя. Наглядный тому пример: отечественный припой ПОС-35 пришелся не по нраву ОЖ от Quaker State и British Petroleum. В случае с последним коррозия оказалась выше требований ГОСТа почти в пять раз. Но в то же время этот факт не может служить основанием для тотального недоверия, ведь такие же фирменные ОЖ от Prestone и Техасо (обе американские) оказали коррозионное воздействие на тот же припой в четыре раза меньшее, чем того требует наш ГОСТ. Еще один пример. Только что упоминавшиеся добрым словом ОЖ от Prestone и Техасо отработали с алюминием АК-62М на границе требований ГОСТа (в требования уложились), тогда как попавшая только что в немилость ОЖ от British Petroleum дала коррозию вдвое меньше, чем допустимо, а ОЖ от Quaker State показала в этой графе нули. Такие же нули выдал Prestone при проверке коррозии чугуна СЧ-25. Зато с резинами все без исключения препараты, и наши и не наши, отработали хорошо.

 

        Две последние строчки в таблице - водородный показатель и щелочность характеризуют способность ОЖ нейтрализовать действие кислот, которые могут образовываться при работе двигателя. И если с водородным показателем все ОЖ "справились", то со щелочностью - полная неразбериха: заниженное значение этого показателя у трех фирменных препаратов может навести на мысль, что "у них" просто другие нормы. Но у оставшейся фирменной ОЖ этот показатель почти в два раза выше, чем у наших "тосолов", и в три с половиной раза, чем у его "коллег-иностранцев". Быть может, за границей этот показатель вообще не нормируется?

 

        ВЫВОДЫ. В начале экспертизы мы сформулировали несколько вопросов. Попробуем теперь ответить на них. "Все ли отечественные "тосолы" одинаковы?" - нет, не все. Разница между двумя купленными канистрами оказалась существенной. "Чем отличаются отечественные ОЖ от дорогих импортных?" - даже по отношению к нашим конструкционным материалам лучшие образцы импортных ОЖ, пожалуй, дадут фору лучшим образцам наших "тосолов", но, учитывая неясность с "кислотно-щелочным балансом", в этом вопросе недосказанность все же останется. Если считать, что повышенная коррозия припоя - самое большее из зол, которые можно ожидать от некоторых импортных ОЖ, эти препараты окажутся в рейтинге чуть выше или на уровне "хороших" отечественных "тосолов". Во всяком случае застывают они не при минус 33°С и хотя бы по одному этому показателю уже выиграют у некачественной отечественной жидкости. Кстати, один из двух наших "тосолов", выступавший в роли "плохого", может оказаться не самым худшим из того, что могут изготовить российские "предприниматели". Вывод: граждане, будьте бдительны!

 

 

         Наша справка

 

        "ТОСОЛ" ИЛИ ВОДА. Еще недавно самой распространенной охлаждающей жидкостью была вода. Ее основное преимущество перед ОЖ, содержащей этиленгликоль, - несколько бо'льшая теплоемкость: 4,2 кДж/кг.°С против 3,2-3,8 кДж/кг.°С (теплоемкость этиленгликоля - 2,9 кДж/кг.°С). Но есть у воды и недостатки: более низкая температура кипения, более высокая температура застывания, склонность к образованию накипи в системе охлаждения.

 

        При увеличении концентрации этиленгликоля в ОЖ с 26 до 66% температура ее замерзания снижается с -10 до -68°С, дальнейшее увеличение концентрации этиленгликоля до 98% приводит к повышению температуры замерзания до -20°С (у чистого этиленгликоля - 11,5°С), температура кипения стандартного "Тосола А40-М" должна быть не ниже 108°С (у чистого этиленгликоля - 197°С).

 

 

         Наша справка

 

        О ТЕРМИНОЛОГИИ. Иногда на рынках можно услышать: вам"Тосол" или антифриз? В переводе на русский это означает: вам отечественную охлаждающую жидкость или импортную незамерзающую? Ведь именно как "незамерзающая жидкость" можно перевести надпись на канистре "Antifreeze". Этим словом "у них" принято называть охлаждающую жидкость, хотя иногда могут написать более конкретно "Cooling Water" (охлаждающая жидкость), просто антифриз - это более общее понятие: то, что не замерзает. У нас препараты, используемые в качестве охлаждающих жидкостей, называются "тосолами". Поэтому педантичный продавец на рынке должен спрашивать: вам охлаждающую жидкость отечественного производства или импортного?

 



Используются технологии uCoz